ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

НА САЙТ ЛОГОПЕДА В ТУЛЕ

КРАСНЯТОВОЙ ОЛЬГИ БОРИСОВНЫ

Узнать больше

Главная » О нормах развития детской речи

О нормах развития детской речи

О нормах развития детской речи.

 

От рождения до года.

1-3 месяц: к концу первого месяца жизни здоровый малыш уже реагирует на общение с ним: замолкает, прислушивается, сосредотачивается на взрослом. На втором месяце появляется гуление ( протяжное повторение гласных звуков, а так же гласных с согласными), преобладают пока гласные и простые согласные (м, п, б, г, к,н).

4-6 месяцы: появляется первый смех, радостное повизгивание в ответ на общение со взрослыми. Характер гуления меняется, ребенок «поет», меняя интонацию голоса, появляется лепет (более сложное сочетание звуков, повторение слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма). К шести месяцам малыш прислушивается к речи взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает голоса родных людей.

7-11 месяцы: различными голосовыми реакциями привлекает внимание окружающих, готов к игровой деятельности: с удовольствием играет в «сороку», «ладушки»… Активно использует лепет и к десяти месяцам у малыша появляются первые лепетные слова (ляля, папа, баба..).

1 год: к этому сроку ребенок, как правило, произносит 8-10 лепетных слов,  многие слова соотносит с конкретными предметами, понимает простые вопросы и инструкции («где папа?», «какой Ваня большой?», «дай машинку»).

От года до двух лет   

Словарный запас активно растет, ребенок уже знает почти все названия игрушек и предметов в доме, во дворе. Может показать части своего тела,  многое может назвать, хотя понять его могут зачастую только близкие. Выполняет двухэтапную инструкцию: («возьми со стола книгу, принеси мне»). С удовольствием слушает простые сказки («Курочка Ряба», «Колобок»..), детские стихи (Чуковский, Барто..).К двум годам словарный запас ребенка насчитывает не менее 50 слов, в речи появляются простые предложения из  2-х, 3-х, 4-х слов: «Мама дай би-би», «Ваня пать» (Ваня спит), «Мама уку дай, Ваня пал»(Мама дай руку, Ваня упал)… Речь ребенка эмоционально окрашена, интонационно выразительна, она становится средством общения. В этом возрасте важным является именно уровень развития фразовой речи, а не объем словаря и тем более не звукопроизношение.

К трем годам

Активный  словарь ребенка насчитывает 250-1000 слов, малыш использует все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги..),  недоступны лишь  деепричастия и  причастия.  Ребенок говорит сложными фразами, может рассказать об увиденном несколькими предложениями, пересказывает простые сказки, воспроизводит услышанные песенки и стихи, называет свое имя, возраст, пол. В речи 3-х летнего малыша еще довольно много грамматических ошибок («Мама, смотри какие утенки красивые!»).

 Дети осваивают произношение сложных звуков: «сь», «зь», «фь», «вь», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г», «х», «й». В три года считается нормой неправильное произнесение свистящих, шипящих, «р» и «л». Уровень фразовой речи по-прежнему  остается главным в оценке развития речи ребенка, далее развитие речи заключается в усложнении и совершенствовании сложившихся языковых форм.

К четырем годам

Четырехлетний ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, с удовольствием общается, задает множество вопросов, стремится расширить свои знания обо всем вокруг.

Словарный запас продолжает развиваться, совершенствуются и грамматические навыки. Ошибки при согласовании, образовании и изменении слов еще встречаются, но их уже гораздо меньше и зачастую связаны они с новыми, незнакомыми или редко встречающимися словами.

Происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: уже соответствуют норме твердые  свистящие «с», «з», «ц». Некоторые дети осваивают и шипящие, но если вместо «шубы» остается «суба», а вместо «жука» - «зук» - не пугайтесь, это нормально. Сонорные «р», «рь», твердый «л» тоже могут произноситься неправильно ( «лакета» вместо ракеты, «ыжи» вместо лыжи…).

При произнесении длинных многосложных слов ребенок может пропускать или переставлять слоги, звуки, постепенно малыш преодолевает эти трудности и сохраняет слоговую структуру слова.

К пяти годам

К этому возрасту значительно улучшается звукопроизношение, исчезает смягченное произнесение согласных, правильно произносятся шипящие «ш», «ж», «щ», «ч», сонорные «л», «рь», «р». Дети не испытывают затруднения при произнесении  многосложных слов, исключение составляют только самые трудные слова (экскаватор, лаборатория..), активно используют обобщающие понятия ( посуда, одежда, игрушки, мебель, овощи, фрукты…).

Ребенок усвоил все грамматические формы родного языка, он хорошо чувствует ритм, легко запоминает стишки и песенки, любит поговорить, рассказывает сказки, описывая не только действия героев, но и их переживания.

Логопед в Туле Краснятова О.Б.

Записаться на прием

Имя:

Телефон:

Запись на услугу

Текст сообщения